Страницы

четверг, 30 января 2014 г.

Супермама против швабры

Сегодня хочу показать вам статью из Русского репортера, который обычно на "мамские" темы не пишет.
Статья о коучинге для молодых мам, как найти в себе силы и взять наконец-то жизнь в сови руки, научиться отдыхать и поддердивать порядок в доме и в голове.
Коуч, про которого расказывает автор - Наталья Потеха, автор сайта Успевай.ком, есть отличная подборка бесплатных видеоматериалов на все случаи жизни для мамы (http://uspevai.com/videoteka.html). Рекомендую дочитать статью до конца (кажется, она такая длинная), даже в ней уже можно почерпнуть некоторые ценные советы.

Есть ли жизнь после родов
Подгузник, плита, посуда, двухчасовой выгул в трансе, начинающийся с ора и ором же кончающийся, драить ванную, мыть ребенка и снова — первые три пункта. Затем долгая ночь с регулярно прерываемым сном, которая не приносит облегчения, следом день, похожий на предыдущий один к одному. Сейчас для меня непосильных задач всего две в день — приготовить ужин и помыть пол. Я хочу снова начать жить и развиваться: отдыхать, вернуть кубики на животе, написать репортаж, выучить английский. Говорят, что меня спасет искусство планирования и достижения целей под руководством тренера — коучинг. Но коучи в интернете обещают поработать с моими «жизненными энергиями» для притяжения денег и счастья. А мне нужен обратно мой пресс

Наташа Потеха семь лет в декрете. Четверо детей. Нет высшего образования. Для большинства это страшная картина карьерной бесперспективности. Но Наташа продает свои материнские умения, и заработок приносит ей 100 тысяч в месяц. Наташа коуч. Она успевает и работать, и учиться, и за домом следить. Наташа содержит сайт, через который набирает клиентов на свои интернет-семинары. Она не обещает чуда, кроме чуда порядка в моей квартире и голове, — то, что умеет сама. Никакой эзотерики. Стоит коучинг у Наташи две тысячи в месяц, участие бессрочное.
После оплаты мне приходит приглашение в приватную группу на сайте «ВКонтакте». Всего в нашей компании собрались 22 мамы, многие из них многодетные. География — от Великого Новгорода до Таганрога. Если у других тренеров целевая группа — дамы, которым нечем себя занять, у клиентов Наташи проблема другая:
«Обеда нет, дома бардак. И все это от усталости, от неумения отдыхать — сама чувствую, что стала очень-очень рассеянной».
«Я поняла, что неэффективно провожу свою жизнь, когда дошла до крайней точки: ничего не успевала делать всего с одним ребенком, злилась на мужа и окружающих».
Каждый создал свою тему с мотивирующим названием вроде «Оксана. Самый лучший день — сегодня!» или «Вероника. Навожу порядок в голове, в квартире, в своей жизни!». В теме нужно написать, каких целей ты хочешь достичь под руководством коуча. У нас будут еженедельные онлайн-встречи с Наташей, после чего в теме каждый должен отчитаться о том, что сделал за неделю на пути к желаемому и что сделает на следующей неделе.

Превращение в супермаму

Прежде чем браться за стратегические цели, надо привести себя в порядок. Для выявления раздражителей мы проходим тест, разбитый на четыре части: физическая среда, здоровье, деньги и отношения. Нужно отмечать те пункты, с которыми я готова работать. Я недовольна состоянием своих волос, беспорядком в шкафах и тем, что критикую мужа. Также мне надо срочно заняться прессом и спиной.
У меня благополучный результат — 88 баллов из 100, а это значит, что моя текущая ситуация вполне здоровая, чтобы я могла поставить себе цели, выходящие за пределы «затыкания дыр». У кого-то всего 40 баллов и много раздражителей: не моется посуда, не убрана кровать, мало сна и музыки, зато много кофеина, упреков и долгов. Наташа подбадривает: «Значит, большое поле для деятельности и роста».
По итогам теста мы определяем себе задачи на неделю. Список перед глазами — возьми и делай. Но мне надо сделать над собой усилие, чтобы позвонить в парикмахерскую. Недосыпающий мозг работает только на лактацию. А тут надо думать, с кем оставить ребенка. Я поднимаю трубку.
Наталья хвалит нас даже за маленькие достижения. Покрасила волосы — супер! Сказала мужу, что люблю, — молодец! Отчеты девочек из группы:
«Откладывать 10% от моего дохода. Вовлечь в это супруга. Задача —  выработать и закрепить этот навык до 31.12.2013. Супруга вовлекла. Согласился быстро, хотя и поторговался по величине процента».
«Посуда моется сразу после того, как встала из-за стола. Приятнее засыпать и просыпаться с мыслью, что на кухне чисто!»

Говори как супермама

Начинается вебинар — видеоконференция по интернету. Мы приготовили блокноты с целями. Наташа листает презентацию, а мы пишем в чат.
— Ваши цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными для вас и ограниченными во времени, — говорит Наташа. — Выучить английский не конкретная цель. Как я пойму, что уже его выучила? Некоторые всю жизнь учат английский.
В чате участница пишет: «Моя цель — успевать учиться и полноценно заниматься хозяйством».
— А что для тебя значит «полноценно»? Распиши по пунктам, сколько времени ты хочешь уделять какой учебе и сколько времени — каким именно делам.
Мы рисуем «мяч целей» — карту в форме мяча для регби, где каждая цель разбита на пункты. Мы определяем, в каком из них находимся сейчас, а главное — что для меня будет означать достижение этой цели. Например, я пишу себе: «Не критиковать мужа…»
— В ваших целях не должно быть «не», иначе вы ни к чему не придете. Напиши, какое общение должно быть вместо критики, — наставляет Наташа.
— Как мне переделать цель «Я не должна раздражаться из-за чувства голода»? — пишет в чате участница тренинга.
— Я должна вовремя есть.
— А «Мои дети не должны ссориться друг с другом» как переделать?
— Напиши, как именно ты хочешь, чтобы они общались. Но в какой мере эта цель зависит от тебя? Давайте посмотрим на ваши цели и переформулируем их так, чтобы они зависели от вас. Не дети что-то делают, не муж что-то делает, а что делаете вы, чтобы это было. Кто справится — поставьте в чат единичку.
К следующему отчету наши цели стали конкретными. Помимо наведения порядка в доме каждый вспомнил что-то любимое или давно забытое. Василиса дописывает диссертацию, Наталья хочет сдать экзамен на консультанта по грудному вскармливанию, Юля — восстановить бухгалтерский учет предприятия, Аня — навести порядок дома, разнообразить меню, получить права.

Супермама в поиске силы

Внедрять привычки — дело долгое. Сразу заставить себя делать зарядку, научиться хвалить мужа и содержать доме в порядке я не смогла.
— А-а-а-а-а!!! — визжит Маша на детском стульчике. Я бросаю тряпку и бегу к ней. Она трет глаза — хочет спать. Через минуту уже не хочет, играет моими бусами. Я снова сажаю ее на детский стул, сама — за швабру.
— А-а-а-а!!! — визжит Маша. Я злюсь и понимаю, что надо бросить дела и укачивать Машу, которая не может побороть желание изучать мир, но очень хочет спать. Я создаю ей «утробу»: укутываю в одеяло шальные ноги и руки и укачиваю. Когда Маша спит, надо сидеть рядом. Иначе рев и сна нет еще несколько часов. Поэтому я кладу ее на диван и ложусь здесь же учить английский.
Через неделю такой жизни, когда вместо отдыха я то учила английский, то писала статью, то качала пресс, «мяч для регби» стал похож на неоплаченный долг, который требуют кредиторы у банкрота. У меня пошли ночные галлюцинации, а весы показали цифру 43,8 кг. Хочу «Первый канал» и сидеть на диване. Неужели супермама чем-то должна платить за свою сверхсилу?
Неделя была так плоха, что я до последнего тянула с отчетом. Но поняла, что лучше написать хоть что-то, чем не писать ничего. Я не продвинулась по целям, кроме английского, да и тот надоел так, что смотреть на него не могу.
Читаю про успехи других и завидую. Мама четырех детей, жена священника Анна пишет:
«Впереди уже маячит перспектива официально сесть за руль. Через полторы недели внутренний экзамен, через три недели в ГАИ. Вожу с инструктором почти каждый день. С английским тоже неплохо. Второй месяц занятия по скайпу с англичанкой — и уже болтаю на любые темы».
Но потом открываю ее тему и вижу, сколько на самом деле у нее трудностей. Жить по плану сразу не получается ни у кого.
«Ощущение, что весь день хожу и убираюсь, что-то делаю, а толку никакого. Хожу нервная, на всех ругаюсь, что вещи на места не кладут».
Потом Аня признается, что заглядывает в мои отчеты и думает, что это я продвигаюсь быстро, а она расслабляется.
Уныние в мастер-группе наступает одновременно.
— Девочки, как ощущения?
В чате пишут: «Руки опускаются», «Все понимаю, но ничего не делаю», «Какая-то неведомая сила так и тянет бросить все начинания, хоть плачь… Зона комфорта, так долго обустраиваемая, не поддается разрушению…»
— Напишите свою главную проблему. Теперь напишите, почему она у вас появилась, — просит Наталья на вебинаре.
Я расписываю: «Не умею структурировать время, чтобы были силы и на ребенка, и на дела, и на себя, и на мужа. Берусь сразу за все дела, долго их делаю, в итоге недовольство собой и плохое настроение».
После этого надо написать, чего я хочу вместо проблемы. Если честно, то я хочу иметь две суперспособности — выключать ребенка и замораживать время, чтобы все успеть. И Наташа предлагает мне два супергаджета.

Супермама и супергаджеты

Муж рассматривает мой «мяч целей», прикрепленный на холодильник.
— Слушай, а скинь-ка мне запись вебинара твоей Потехи. Кстати, ты стала очень хорошо готовить.
— Спасибо. Пойдем уже гулять! Мы готовы!
— Так быстро? Я думал, ты снова 45 минут будешь собираться… Я еще не успел найти свои носки!
Звенит мой таймер. Мы сменили подгузник, натянули на себя кучу зимней одежды и накрасили маму за 15 минут. Соревнование с самим собой — первый способ самомотивации. А таймер — мой новый супергаджет. В виде курицы. Чтобы знать, с чем воюю. Супермама не должна кудахтать — она должна летать!
Как у всякого супергероя, у супермамы есть враги. Это ежики, лягушки и слоны. Лягушка — это неприятное дело. Ее надо запланировать с вечера и «проглотить» при первой же возможности, иначе она будет квакать у тебя и завтра. Для этого и есть гаджет № 1 — таймер. И сейчас на глажку белья у меня есть 15 минут — ровно столько моя Маша может играть самостоятельно. Я завожу «курицу», включаю музыку и побеждаю лягушку. Без таймера я гладила бы весь день!
Ежики — это ежедневные дела. Чтобы не колоться о них, я собираю их в стаю — вечернюю и утреннюю последовательность дел. Например, после завтрака мне надо помыть посуду, запустить стирку, вымыть на кухне заляпанный прикормом ребенка пол. Раньше весь день уходил на создание и устранение беспорядка. День сурка: Маша сидит на детском стульчике в окружении ошметок от банана и готовится скандалить, вокруг меня разгромленная кухня.
— Значит, ты не отпустишь меня мыть посуду и пол, да? Как насчет того, чтобы сделать это вместе? Это такая игра!
Я достаю супергаджет № 2 — слинг (переноска для ребенка) и, используя в качестве страховки диван, приматываю ребенка на спину. Делать дела вместе с ребенком — главный пункт системы Наташи. Без слинга методики тайм-менеджмента просто не работают: ребенок не отпускает маму делать дела. «В итоге мама вынуждена делать их после того, как ребенок уснет, вместо того чтобы отдохнуть вместе с ним. Спать ложится в час ночи, вымещается общение с мужем. А ведь ребенок спит все меньше. И думает, что все время бодрствования мама предназначена для него», — говорит Наташа.
— Посмотри: мама и Маша! — подхожу я к зеркалу, и Маша улыбается отражению с моей спины. — Теперь я беру швабру! — даю потрогать швабру, тряпку, включаю классическую музыку и начинаю танцы по дому. Маша в восторге. Ей, не умеющей ходить, на моей спине доступны все ярусы дома!
Мы за 20 минут помыли посуду, пол, развесили сушиться белье, и все это время мне казалось, что я играю с ребенком. Беспорядок вдруг пропал: все вещи оказались на местах, а Маша… заснула! Я снимаю ее спать на диван и ложусь рядом писать эту статью. Я впервые не устала от уборки!
Следующее животное, с которым воюет супермама, — слон. Это масштабное дело, которое способно занять весь день. Слона можно завалить, разбив его на части. Я откладывала мытье окон, пока не сообразила прибавлять по одному окну в день к утренним ежам.
Физкультура — тоже еж, а вовсе не лягушка. Пока я это не поняла, у меня был повод отложить ее на потом. Но если она ежик, ей придется найти постоянное место в моей колючей стае. Она вписалась в дневную последовательность дел между двумя снами ребенка. Теперь, когда Маша проснулась, а я поработала над статьей, я точно знаю, что мне надо делать: включить музыку, завести таймер — и вперед!
…Успеваю сделать разминку — раздается звук заполняемого подгузника и плач. Несу ребенка в ванную. Таймер звенит, когда я чищу выкупанной Маше нос на пеленальном столике. Теперь надо убирать разгром в ванной.
Смотрю в зеркало. Никакая я не супермама. Снова квочка, которая опять не отдыхает.

Супермама отдыхает

«Иногда возникает желание заболеть, чтоб иметь право проваляться в кровати до обеда. И откуда взялось, что отдыхать мне нельзя и некогда? Даже те 15 минут, которые я пытаюсь вторую неделю выделять, мною воспринимаются как отрыв от чего-то важного», — пишет Анна в отчете.
— Устройте себе «день без плана». Накормите детей сосисками, включите сказку на DVD. Вы не обязаны быть хорошей матерью 24 часа, — учит Наташа на вебинаре. — Подумайте, что вы можете сегодня не делать.
Оказывается, важно разрешать себе не заниматься физкультурой в какой-то день. Это все равно произойдет, но теперь у меня не будет чувства вины. Можно не купать ребенка и не мыть пол. На одном из вебинаров мы избавлялись от ограничивающих убеждений, заменяя все «я должна» на то, что я могу или хочу на самом деле.
Теперь мы пишем совместный список «мамских удовольствий» из четырех сфер: физической, духовной, интеллектуальной и эмоциональной. Оказывается, их тоже надо планировать. Иначе пришедшее внезапно желание отдохнуть приведет маму к бесцельно прожитому в интернете вечеру, что только усугубит усталость. «Ванночки для ног», «Танцевать дома под музыку», — пишут девочки. Мое коронное удовольствие — полежать в ванне с мужем и ароматической «бомбочкой».
Муж посмотрел на список моих удовольствий и удивился:
— Я не знал, что тебе столько всего нравится. Точнее, не придавал значения этим вещам. Вот у меня три основных удовольствия, и все на «с»: секс, сон, спорт. И всего этого сейчас не хватает…
Как только 6-месячная Маша задремала, мы устроились в ванне. Вечер. Любовь. Аромат «бомбочки» и расслабление. Но в кульминационный момент из комнаты раздается: «А-а-а-а-а!!!»
Голая и мокрая, я вылетаю из ванной и хватаю на руки Машу. Она не узнает меня с мокрой головой и заходится в еще большем реве.
— У меня еще есть перспективы? — раздается из ванной голос замерзающего в одиночестве мужа.

Супермама мечтает

— Не знаю, запланировать ли мне личного водителя или хватит с меня просто машины?
— Я садовника запланировала.
— Девочки, не нравится мне «типичный день» через десять лет. Сплошная рутина хозяйственная!
— Женя, отдай рутину профессионалам!
На вебинаре, посвященном долгосрочному планированию, почти все пожелали освободить себя от «кухонного рабства». И ипотечного, конечно, тоже. Надо было представить себя «желаемую» через 10 лет, подробно описать все сферы своей жизни, а потом расписать «в обратной перспективе» будущие достижения по кварталам. К примеру, если через 10 лет я хочу получить Нобелевскую премию по литературе, я уже сейчас должна сделать к ней первый шаг и понять, какими будут остальные десять. Но задание мне не понравилось: получается, я стану счастливой только через 10 лет? А как же «здесь и сейчас»?
— Суть не в том, чтобы стать счастливой в конце пути. Пусть дорога окажется не той и фактический результат, например место работы, будет не тем, но наши ощущения, личное развитие, отношения с близкими и другие аспекты, часто более важные, будут такими, как мы планировали, — отвечает мне Наташа. — Я когда первый раз планировала на 10 лет, расписывала себя как владелицу магазина-ателье. Сейчас у меня совсем другая работа. Но все бонусы от работы, которую я описывала тогда, у меня есть сейчас. И именно продвижение к той цели вывело меня туда, где я сейчас нахожусь. Тот неисполненный план принес мне результаты бóльшие, чем были в нем «нарисованы», только потому, что я начала ему следовать.
Спустя неделю в теме «Результаты» появляется сообщение Марии:
«В целях я ставила сделать хобби профессией (шитье одежды). Шить мне нравится, но делаю это я пока плохо. Думала пойти на курсы кройки и шитья. Но результат превзошел все ожидания. Я поступила и уже несколько дней учусь в Высшей школе дизайна онлайн по итальянским и английским программам. Это именно то, чего я хотела, но даже планировать боялась».
А начинала Мария с того, что обновила прическу и гардероб. «Помнишь,  вначале был тест и там пункт про волосы? Я пошла и постриглась». У многих участниц мастер-группы изменились первоначальные цели. И  они нарисовали новые «мячики». Потому что старые цели вели не туда, куда мы на самом деле хотим попасть. Ну, навели порядок дома, обновили гардероб, учимся отдыхать. А во имя чего все?

Супермама работает

«ДЕКЛАРАЦИЯ:
Я, Лонская Алеся Юрьевна, сотрудник журнала “Русский репортер” в декрете, данной декларацией заявляю: если я до 1 декабря 2013 года не сдам редактору репортаж про то, как я проходила коучинг для молодых мам, то обязуюсь каждому, кто перепостил это сообщение, положить 1000 рублей на мобильный телефон.
Статью могла бы дописать еще месяц назад. Но было не до нее. Я так похудела на грудном вскармливании (до 44 кг), что у меня ни на что не было сил, кроме как свалиться и поспать. С того момента мой ребенок не стал спокойнее и не стал больше спать. С того момента изменилась я. Я поняла, что могу быть счастливой здесь и сейчас и могу заниматься любимым делом несмотря ни на что.
Итак, вы слышали? СТАНОВИТЕСЬ В ОЧЕРЕДЬ ЗА ДЕНЬГАМИ! ЖМЕМ “ПОДЕЛИТЬСЯ!”»
Такое сообщение я опубликовала в «Фейсбуке» и «ВКонтакте». На момент, когда я поставила точку в статье, я была должна людям 51 тысячу. Но деньги они не получили. Декларация оказалась тем «волшебным пенделем», который, по словам Наташи, железно приводит к тому, что цель достигается в срок. С деньгами расставаться не хочется и перед людьми стыдно — цель становится приоритетней других дел.
И я начинаю с ней работать. Статья — это слон. Надо составить поэпизодный план. Надо проглотить лягушек, которые я откладывала целый месяц: согласование цитат, расшифровку интервью. Интервью я тоже сначала откладывала на время, «когда Маша будет поспокойнее». Но оказалось, что время это не настанет. Поэтому я скачала скайп и пожертвовала кухонным шкафом с кастрюлями.
И вот под грохот кастрюль и младенческие возгласы с обеих сторон экрана я спрашиваю Наташу, почему люди буксуют с целями и зачем нужна декларация.
— Буксуем по трем причинам: откладывание — прокрастинация, неясная постановка цели —  нет конкретного результата, перекладывание ответственности. Если цель неконкретная, то неясно, что с ней делать. Например, обрести гармонию. А как же я пойму, что достигла гармонии? Результат должен быть конкретным и измеримым, тогда становится ясно, что делать для того, чтобы его получить. Кто-то перекладывает ответственность за свою цель на другого человека: ждет, пока кто-то что-то сделает, даст информацию, вдохновит или когда обстоятельства сложатся наилучшим образом. Тогда полезно поставить себя в такие рамки, чтобы не выполнить было невозможно. Здесь помогает декларация — пинок самому себе.
Если страшно писать себе угрозу, можно написать поощрение за выполнение. Но тогда эффект может быть меньше. Например, Света, чтобы придумать 10 новых игр с детьми, поощрит себя билетом на концерт, а если не придумает и не внедрит — отдаст сумму билета бомжу. Галина хочет похудеть, но выложить декларацию не решается: «Сразу все сбегутся и будут обсуждать, что я и так хороша». Однако преодолевает смущение, и спустя сутки на ее стене появляется обещание прочесть книгу про диету «Доктор Борменталь» до 22 ноября, а в случае невыполнения всем перепостившим — бесплатную упаковку для новогодних подарков. Действительно, на стене стали писать: «Диета тебе ни к чему!» Но Галина решила, что сможет это пережить. Так и работает декларация: если ты боишься общественного мнения, спровоцируй свой страх и выйди к нему нарочно.
Александра хочет с помощью диетолога перейти на здоровое питание. В декларации под обещанием 1000 рублей френды потребовали отчета о достижениях — Саша стала выкладывать показатели биометрических весов.
А я завершаю свой репортаж из декрета и тем самым выполняю одну из целей. Английский я так и не выучила, зато пресс накачала и купила себе за это духи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...