Страницы

понедельник, 13 января 2014 г.

Речевое развитие малышей

В последнее время я много читала и слушала вебинаров о развитии речи малышей, сейчас в процессе прослушивания одного хорошего аудиокурса. Я стала для себя делать небольшой конспект (ключевые мысли, выбранные из разных источников), чтобы почаще перечитывать и не забывать.

 1) Эмоциональная среда. Ребенку нужно создавать такие условия, чтобы хотелось заговорить. Во-первых, рядом должен быть взрослый, к которому ребенок привязан и полностью доверяет. Во-вторых, не нужно заставлять! Без всяких "Скажи", "Повтори". А вам понравится, если вами будут командовать и указывать, что делать? Лучше пробовать заменять "Скажи тете «Здравствуйте»" на "Давай поздороваемся". А еще лучше - просто играть, чтобы малыш общался в игре. Например, в договорилки: гуси-гуси, в ответ - га-га-га, есть хотите - в ответ - да-да-да и т.п. Для детишек постарше можно играть в телефонный разговор: тут жесты и выражение лица не помогают, придется говорить).
 2) Речевая среда. Речь родителей играет огромную роль в формировании речи малыша.
 - Чтобы заниматься развитием речи ребенка, надо сначала обратить внимание на свою речь. Как-то слышала показательный пример: подумайте, какую речь слышит ваш ребенок? Что-то типа диалога вечером с мужем: "Привет, есть хочешь?" - "Ага, пошли на кухню". Откуда тогда малыш возьмет образец правильной, красивой и насыщенной речи? Нужно стараться чаще использовать прилагательные, наречия, местоимения (мы склонны ограничиваться существительными и глаголами), следить за разнообразием употребляемых слов.
 - В качестве образца красивой речи хорошо подходят книги и стихи. Их лучше читать малышу с рождения: чем больше у него будет информации для анализа, тем быстрее он начнет разбираться в грамматике языка: как образуются слова и т.п. Вот здесь переборщить очень сложно: дети как губки впитывают информацию и обрабатывают ее.
 - Разговаривать с маленькими детьми нужно не так, как со взрослыми. Я сейчас говорю не об уменьшительных суффиксах и сюсюканье (это как раз лишнее), а о темпе голоса. Для ребенка язык пока что - как иностранный. Вспомните, как вам легче общаться с носителями английского? Когда они говорят без умолку, используют сленг и т.п., или когда они говорят медленно, четко проговаривают слова и т.п. Так и малышу будет проще выделять из речи знакомые слова, если мама говорит небыстро, расставляет акценты в речи, часто повторяет.
 - Важно использовать интонации и говорить эмоционально, чтобы привлечь внимание ребенка, иначе ему будет скучно слушать.
 - Говорить ребенку и разговаривать с ребенком – большая разница. Во втором случае малыш вовлечен в общение, диалог, он старается отвечать и понимает важность общения. Это гораздо полезнее, чем просто много-много говорить ребенку обо всем на свете, когда малыш выступает в роли пассивного слушателя.
 - упрощенные слова (ням-ням, бух, топ-топ) – это одна из ступеней к полноценным словам. Если ребенок еще не говорит полными словами, звукоподражания можно использовать, но обязательно с полным эквивалентом. Например, «мы идем кушать, ням-ням» или «мячик упал, бух».
 3) Артикуляционный аппарат. Мышцы языка, щек, уздечка нуждаются в тренировке, чтобы исполнять свою функцию – воспроизводить звуки. Поэтому помимо непосредственно «говорения» и произнесения разных звуков, полезно есть твердую пищу и жевать, пить густое из соломинки, дуть и т.п. Также малышу нужен пример работы рта и языка, поэтому лучше разговаривать с малышом на уровне его лица, чтобы он видел, как именно вы произносите звуки, и пытался также сложить губы.
 Получается, что на данном этапе развития речи начинать заниматься нужно родителям, а не ребенку: следить за своей речью, больше обращаться с ребенком, давать примеров и образцов речи. Простое бытовое действие (развешивание постиранной одежды, мытье посуды, уборка)  можно превратить в увлекательное занятие: рассказать о каждом предмете, подобрать эпитеты, определения, заодно повторить цвета и величины.
 Еще важный момент: не нужно сравнивать ребенка с другими детьми, лучше вести учет его собственных достижений. Если есть прогресс, появляются новые звуки, слова, но не стоит бежать к неврологу с оглядкой на возрастные нормы, которые к слову сказать, весьма разнятся в зависимости от страны (например, в Австралии дети в норме могут не говорить до 3 лет). У меня в ближайших планах завести небольшой дневничок слов и слогов, которые Паша уже произносит, будем их копить и тренировать. В таком формате также удобно отслеживать прогресс и гордиться, записывая новые освоенные слова, а после и смешные детские фразы.
 Напоследок, короткий список тезисов «на холодильник» (я действительно распечатала этот список и повесила на холодильник):

Развитие речи малыша:
- не заставлять (скажи, повтори), создавать игровую ситуацию
- говорить «красиво» с использование разнообразных слов
- читать книги и стихи, даже если ребенок просто играет рядом
- не сюсюкать
- говорить медленно, четко проговаривая слова
- говорить эмоционально
- вовлекать малыша в диалог, ждать обратной связи
- упрощенные слова только с полной версией
тренировать артикуляционный аппарат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...