Страницы

среда, 12 марта 2014 г.

Французские дети не плюются едой. Часть 1.

Сейчас читаю наделавшую много шума книгу Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа». Автор – американская журналистка, которая воспитывает детей с мужем-англичанином во Франции. Она описала свой личный опыт и опыт соседей, друзей в Париже, в основном противопоставляя сборный образ американской модели воспитания французской. Тема мне очень близка, к тому же интересно почитать про то, как «оно»  в других странах. Книга оставила очень противоречивые чувства. Много здравых и интересных мыслей, полезный идей для немедленного воплощения, но очень сказывается разница в менталитетах. Мне кажется, во всем нужно найти золотую середину, но где она, эта середина – понятие очень субъективное. Выскажусь на конкретных примерах:
  1.  Осознание того, что ребенок – не повод забыть про себя и превратиться в автомат по обслуживанию ребенка. Наличие малыша – не оправдание для того, чтобы плохо выглядеть и ничем не интересоваться, кроме пеленок и игрушек.  У мамы должно быть время на себя: отдых, забота о себе, свои собственные увлечения и хобби. Я полностью согласна с тем, что только счастливые родители могут воспитать счастливых детей. Обратная сторона медали: минимизировать влияние малыша на жизнь родителей (к чему на мой взгляд, явно склоняется автор). Например, во Франции мама обычно выходит на работу в 3 месяца, детей в ясли принято отдавать максимум с 9 месяцев. Считается, дети не должны отвлекать маму от собственной жизни. А вечер – это «время взрослых». Когда же «время общения с детьми» - я так и не нашла. Зачем тогда рожать ребенка, чтобы с младенчества общаться с ним только перед сном (а спит он в отдельной комнате)? Я раньше думала, что когда взрослые люди решают завести ребенка, они тем самым сознательно приводят изменения в свою жизнь. Мне кажется очевидным, что за решением завести ребенка следует решение позволить ему стать частью своей жизни, выделять на него время, и самое главное – наслаждаться совместным времяпрепровождением.
  2. Во Франции есть государственные ясли (сейчас в России совсем не осталось детсадов для таких малышей), субсидируются услуги няни, создаются все условия, чтобы помочь родителям обеспечить уход ха ребенком. Здесь также видна разница в менталитете: в России детей отдают в ясли или берут няню чаще по материальным соображениям (тяжело жить только на одну зарплату мужа, жене тоже приходится выходить на работу), во Франции детей отправляют в ясли даже если мама не работает, почти никто не «сидит» дома с ребенком, мамы продолжают жить своей прежней жизнью, пока малышами занимаются профессиональные воспитатели. Но это действительно профессионалы, на позицию «воспитатель» в яслях – огромный конкурс, жесткие требования по образованию и т.д. Во Франции воспитатель – это карьера. Судя по описанию помещений, игрушек и т.п. – это действительно приятное место. А как там вкусно кормят, думаю даже взрослые не отказались бы от обеда из вкусного салата, изысканного мясного блюда с овощным гарниром и кусочком сыра или фрукта на десерт. Еще главный аргумент французских родителей: в яслях дети социализируются. Для меня это весьма сомнительно, возраст с которого малыши начинают играть вместе (а не рядом) и с которого происходит социализация по мнению большинства психологов – это 3 года. К тому же, чтобы успешно развивать социальные навыки не обязательно находиться в обществе других детей круглосуточно, достаточно гулять с друзьями на детском площадке, ходить в гости к другим детям и т.п. Кроме того, даже самый внимательный педагог и лучшие игрушки не заменит мамино внимание и заботу, которое нужнее всего маленькому человечку. И честно говоря, мне не верится, что малыш в 9 месяцев спокойно отпустит маму и смириться с чужим человеком вместо нее. Хотя, если он и до этого маму почти не видел – тогда да.
  3. Грудное вскармливание. Тут вообще огромная культурная пропасть: судя по статистике из книги, после роддома только 50% мам кормит малыша грудью, а после 3 месяцев – вообще единицы. Основная причина – мама слишком «привязана» к ребенку, не уйдешь на целый день, не выпьешь бокал вина за обедом и т.п. Очень понравился пример, когда мама на приеме у педиатра обмолвилась, что еще кормит грудью ребенка (1г и 1 м), врач спросил, что будет по этому поводу муж и психиатр. Я сама не вижу смысла кормить грудным молоком после года, но это же не повод навещать психиатра J
  4.  Внешний вид. С одной стороны, очень правильный подход: беременность и материнство не повод «налегать» на сладости и забывать про физические упражнения. Но мамочки в туфлях на каблуках на детских площадках противопоставляются взлохмаченным мамам в кроссовках. Но мой взгляд,  внешний вид показывает, зачем мама пошла гулять с ребенком: посидеть на лавочке и пообщаться с подругой или поиграть с малышом. Если мы вместе играем в догоняшки, ковыряемся с песочнице, лазим по горкам – это гораздо удобнее делать в кроссовках. И кстати, можно прекрасно выглядеть в джинсах и кроссовках. Для меня здесь больше вопрос уместности: как вечерний макияж и декольте неуместны в офисе, так и узкое платье и каблуки неуместны на детской площадке. Зато прочитала описание типичной американской мамаши и к сожалению, много применимо ко мне: я попробовала поменьше участвовать в каждом действии ребенка, поменьше комментировать происходящее – получилось J.
Продолжение здесь

5 комментариев:

vishnevaya комментирует...

Взрослое время начинается с 9 часов вечера, когда дети идут спать. Получается, что детское время с момента прихода родителей и детей домой и до отхода ко сну. Мало, конечно, но все-таки хоть что-то. В общем-то такая модель вполне себя оправдывает, но после 3 лет :)
Мне близка идея о приучении ребенка к большей самостоятельности, я ленивая мама :-) поэтому пока моя малышка ишрает сама, я с радостью предоставляю ей такую возможность :-)
Внешний вид - мой больной вопрос, даже не буду писать. Хотя, пока было сухо с удовольствием гуляла в сапогах на высоком каблуке с коляской. Каюсь, без макияжа :-) уверена, что переобуюсь в кроссовки как только мелкая пойдет.
Глубоко убеждена, что не должна бежать к ребенку по первому требованию, так как моя красотка уже превосходный манипулятор и умело крутит всеми, как хочет :-) про сон мы с тобой обсуждали. По-моему этот подход разумен, хотя точно знаю, что подходит не всем детям. Мой ребенок перестал просыпаться ночью чтобы поесть уже около 3 месяцев. Знакомая не может отучить полугодовасика. И не отучит, раз ребенку требуется поесть :) моя же спокойно отказалась от ночныхкормлений. Сомневаюсь, что это заслугая моя :-)

Ксения Ильянович комментирует...

Знаешь, читаю и понимаю, что все реально зависит от ожиданий. Я не ожидаю, что мой сын будет спокойно сидеть в коляске например, а будет проситься ходить ногами - он так и делает :) про отдельная тема :) я вот например вообще не ожидала, что раньше года ребенок всю ночь спит :)

vishnevaya комментирует...

Согласна. Ты же понимаешь, что в вопросах воспитания, ухода за ребенком не существует чего-то абсолютно правильного/неправильного, черного/белого. Все время даже специалисты высказывают противоречивые рекомендации. Эта книга со своим взглядом как один из примеров не совсем стандартного для нас подхода. Нужно просто взять из нее себе то, что наилучшим образом подходит тебе
Мне кажется очень правильной мысль про жесткие рамки, но внутри рамок свободное поведение, только пока не совсем понимаю как это приложить на практике

Людмила Власова комментирует...

Ксения, спасибо за подробный отзыв. Безжалостно выбрасываю эту книгу из своей лабиринтовой корзины. Даже читать ее не хочу - после 3-х месяцев не кормить грудью, в 9 месяцев отдать в ясли. Вот и растут дети, чуждые своим родителям.
Мне ближе книги Серзов - о неразрывной связи с малышами, о любимом члене семьи.

Ксения Ильянович комментирует...

Людмила, прекрасно вас понимаю, мои принципы тоже совершенно другие. А Сирзов я читала еще при беременности и не оценила тогда. Зато открыла еще раз уже будучи мамой и нашла много полезного :)

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...